Кто относится к детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)?
- Дети, обучающиеся по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями, указанными в заключении ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
- Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе (АООП) начального общего, основного общего образования (далее - адаптированная образовательная программа) только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Как попасть на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию)?
Контактные данные ПМПК можно уточнить в образовательной организации (школе или деком саду), а также в органе управления образованием по месту жительства ребёнка
Определение варианта АООП НОО и ООО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе заключения ТПМПК, сформулированного по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
Уровень начального общего образования (НОО)
АООП НОО, вариант 5.2:
- предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки
- предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, имеющие 1, 2 и 3 уровни общего недоразвития речи, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
- Первое отделение для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в образовательных организациях.
- Второе отделение для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР составляет в первом отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во втором отделении 4 года (1 - 4 классы).
АООП НОО, вариант 7.2:
- предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения
- предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет.
Уровень основного общего образования (ООО)
Срок получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам основного общего образования (АООП ООО), может быть увеличен на один год и составлять не более шести лет.
Обязательными условиями реализации адаптированной программы НОО или ООО для обучающихся с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.